+7 (499) 449-80-42
Александр Картавцев: «Музейное дело очень ценно в противодействии фальсификации истории»

Александр Картавцев: «Музейное дело очень ценно в противодействии фальсификации истории»

20.08.2024
Директор Центра военно-патриотического воспитания «Музей-диорама» города Воронежа, участник курсов повышения квалификации «Музейные фонды: формирование, учет, хранение, использование» Академии Музея Победы Александр Картавцев в интервью РИА «Победа РФ» поделился впечатлениями об образовательной программе и рассказал о значимости сохранения исторической памяти.

— Александр Валентинович, какое впечатление произвел на вас Музей Победы?

В Музее Победы я был уже неоднократно. И теперь рад, что попал сюда на обучение, потому что одно дело — когда видишь что-то на витрине и другое дело — когда попадаешь в святая святых, и с комментариями специалистов. Это гораздо более глубокое погружение и гораздо более ценное. Программа очень понравилась: с одной стороны, повторение, ну и новое, конечно, было. И из уст специалистов, которые гораздо глубже и шире многих из нас знают вопросы, потому что музей федеральный, масштабный, многогранный и, соответственно, многие аспекты работы специалисты Музея Победы знают гораздо лучше и гораздо тщательнее прорабатывают, поэтому очень интересно, полезно было. И общий план, и отдельные нюансы, которые именно вот по специфике, потому что наш музей — это тоже военная патриотика, военная тематика. Очень полезно было. И низкий поклон специалистам Музея Победы за то, что делятся своим опытом и своими наработками.

— А насколько было полезным вот такое живое общение с коллегами из других городов и регионов?

Конечно, это очень значимо, потому что музеи все разные и специфика работы, при всем том, что мы в одном поле работаем и одним делом занимаемся. Но нюансы, как говорится, у всех свои. И вот наработки какие-то, подсказки, какие-то фишечки — они очень полезны, потому что это и есть опыт практической деятельности. И отдельное спасибо Академии за то, что пригласили представителей Министерства культуры России, потому что многие разъяснения нормативных актов из уст, скажем так, создателей или людей, занимающихся непосредственно трактовкой этих моментов, — они очень ценны.

— Расскажите о музее, в котором вы работаете, его особенностях?

Любой специалист музея скажет, что его коллекция уникальная. Ну наша уникальность — она достаточно своеобразная. С одной стороны, мы достаточно молодой музей, он был создан на границе 90-х прошлого столетия и двухтысячных. Вообще Воронежская земля, она богата на открытия, богата, скажем, на историю. И специфика нашего музея в том, что в период Великой Отечественной войны линия фронта проходила через город и, так же как Сталинград, город 212 дней и ночей сдерживал натиск немецких войск. Под ним были разгромлены не только немецкие войска, еще полностью были уничтожены венгерская армия, румынская армия, ну в общем сателлиты Германии, жесточайшие бои были. И на территории города у нас более 50 братских могил. Четыре из них с вечными огнями. И на балансе нашего музея находятся как раз братские могилы и вечные огни, то есть музей отвечает за сохранность исторического наследия. В то же время у нас есть и военная техника, есть образцы вооружения, есть исторические залы, посвященные развитию с допетровских времен, соответственно, и петровские времена. Воронеж — это колыбель Военно-Морского Флота, то есть отражаем и это. И в настоящее время формируется коллекция, посвященная героям специальной военной операции.

— Многие ваши земляки отправились на защиту страны?

Да, конечно, наравне со всеми. Тут надо сказать, что еще многие образцы вооружения создаются на нашей земле. И комплектование идет боевых подразделений, и обучение на территории Воронежа и Воронежской области. И, как в период Великой Отечественной войны, Воронеж вновь оказался под ударом. Буквально несколько дней назад средства и силы ПВО отразили масштабнейший налёт авиационный, более 37 крупных летательных аппаратов боевых было запущено в сторону нашего города, но, к счастью, ПВО справилась и все аппараты были отражены, отдельные там осколочные повреждения, но в целом без потерь.

— Сохранение исторической памяти насколько, с вашей точки зрения, сегодня актуально?

Это очень актуально и важно. И я думаю, вообще нужно прививать детям стремление изучать историю. Как вот одного педагога спросили: с какого, вы считаете, возраста нужно начинать воспитание. Он спросил, сколько ребенку лет. Ему ответили: пять лет. И он сказал, что «ребята, вы уже на пять лет опоздали». Вот так и по изучению истории, я думаю, нужно вкладывать это, начиная с родителей. К сожалению, приходится сталкиваться с тем, что многие люди из поколения 90-х вообще не имеют представления об истории своих предков и государства, очень такие размытые представления. Поэтому нужно прививать и родителям, и детям как можно раньше.

— Ну и, очевидно, это в том числе поспособствует противодействию фальсификации истории?

Да, президент неоднократно говорил о важности противодействия фальсификации истории в современных технологических условиях, это очень актуально. Потому что сталкиваемся периодически в сети Интернет со случаями, когда факты те или иные подтасовываются, переформатируются, просто вранье и умышленная интерпретация — она, скажем так, активно идет. Соответственно, музейное дело — оно очень ценно. Потому что люди могут напрямую посмотреть артефакты, прикоснуться и почувствовать то, что пришло из времени героических наших предков и является материальным свидетельством, которое оболгать гораздо труднее, чем некоторые электронные изображения или тексты. А это наша жизнь. Наша страна самая большая и самая богатая и многонациональная. И эта поликультурная русская цивилизация — она была, есть и должна быть. Мы — наследие человечества на Земле. Мы в себе несем весь тот опыт поколений разный, и мы в долгу у предков и в долгу перед нашими последователями. Соответственно, музейщики — это те, кто на острие этого направления, кто отвечает за будущее перед нашими потомками.